Как выбрать бизнес, который Вам подходит?

В экономической среде пост советских государств, зачастую, возможность вести бизнес предопределена определёнными системными факторами. Но времена меняются, особенно в наше время. Не зависимо от экономических циклов, бизнес возможности потенциально существуют для каждого целеустремлённого зрелого человека, обладающего духом предпринимателя. Для тех, у кого есть светлые мысли, кто хочет определиться с направлением своего дела и перед собой оправдать свой выбор – предложен нижеследующий подход:

Хотите начать свой бизнес – начните с чистого листа!

  • Возьмите блокнот и на каждой странице напишите тот вид деятельности, которым Вы хотели бы заниматься. Не спешите, хорошо подумайте и не ограничивайте себя в своих желаниях. Выберите 2 или 3 наиболее подходящих
  • Под каждым видом деятельности напишите название бизнесов, которые, по Вашему мнению, относятся к такому виду деятельности
  • Теперь перечислите все возможные услуги и продукты, относящиеся к соответствующему виду деятельности. Выберите из всего списка те продукты и услуги, которые Вы бы могли предоставлять сейчас или в перспективе. На основании составленного списка выберите бизнесы, предлагающие соответствующие услуги
  • Из получившегося списка бизнесов выберите те, которые смогут быть, по Вашему мнению, прибыльными также в периоды рецессий экономических циклов (кризисов). Если в Ваших приоритетах стоит стабильное и долговременное развитие своего бизнеса – возможно, свой выбор стоит остановить на одном из пунктов в этом списке
Объективность Вашего выбора

Возможно, данный метод покажется Вам глупым и ненужным, так как Вы привыкли всё для себя определять на интуитивном уровне, но всё-таки поверьте, данный инструмент в принятии решений может принести неожиданные для Вас результаты, которые как минимум могут заставить Вас задуматься над тем, как Вы обычно принимаете решения

Допустим, Вы выбрали три варианта для своего бизнеса: торговля кофе и чаем, производство кондитерских изделий или своё кафе. Проведём сравнительный анализ данных вариантов (по шкале от 0 до 5):

ВопросЧай и кофеКафеКонфеты, пирожные
То, что я хотел бы делать?345
Знания сферы бизнеса?343
Знаю ли я, в чем будет уникальность?235
Возможность расширения бизнеса?425
Могу ли я протестировать с минимум потерь?213
Подходят ли требования по капиталу?213
Ресурсы (денежные средства, ноу-хау, помещение, человеческие ресурсы, т.д.)334


Это перечень далеко не всех вопросов, которые Вам необходимо задать. Не существует строго определённого количества вопросов, из которых должен состоять данный список. Суммирование набранных балов также не принесёт объективного ответа из-за неравнозначности самих вопросов. Какая тогда польза в этом упражнении?

Ценность имеет сам процесс размышления, составления списка вопросов и принятия решений в оценке по каждому вопросу. В этом секрет! Когда будет всё готово, Вы по-другому посмотрите на картину. Во-первых, Вы оцените баланс Ваших желаний и Ваших способностей. Вы также увидите, на какие вопросы Вы с уверенностью можете ответить, а на какие не можете.

Будьте откровенны сами с собой. Многие вопросы выходят за рамки Ваших желаний и Ваших знаний, в этом случае необходимо задуматься об объективности выставленных Вами балов. Скорей всего, например, следует провести исследование рынка(ов), на котором Вы собираетесь работать. Можно это сделать самостоятельно с помощью подручных средств, или обратиться к профессионалам, которые Вам помогут прояснить картину. Поверьте, многие Ваши оценки Вам придется пересмотреть.

Например, вопрос о возможности расширения бизнеса может оказаться не таким уж простым: если вопрос о продажах в другие регионы – необходимо считать дополнительные затраты (реклама, продвижение, транспортные, лицензии, разрешения, прочее), если разговор о создании производства (представительство, филиал, франчайзи, прочее) – необходимо считать не только затраты, но и пересматривать концепцию и стратегию всего бизнеса, так как такие действия несут с собой не только перспективу, но и дополнительные бизнес риски.

Только имея перед собой заполненный вопросник, состоящий из, скажем, 50 вопросов, Вы начнёте задавать себе правильные вопросы, которые имеют способность привести Вас к пониманию тех направлений бизнеса, которыми Вы интересуетесь. Только понимание является теми весами, которые Вам помогут определиться в Вашем выборе и перейти к стадии планирования Вашего бизнеса.

Выбор Вашего бизнеса – это всегда компромисс между призванием и экономической целесообразностью. Каким бы Ваш выбор не был – не дайте иллюзии экономической перспективности задушить тот луч надежды, который Вы храните в своём сердце. И кто знает, - может тот огонёк в Вашей душе сможет в будущем определить уникальность Вашего бизнеса и являться основой его конкурентного преимущества, предоставляющего возможность занимать своё место на рынке и процветать.

Автор статьи:

Эдуард Сёмин